• English (United Kingdom)
  • Russian (CIS)
Ценовая трансмиссия и перенос издержек в цепочке добавленной стоимости молочной продукции на рынке Германии

Авторы:

Т. Биттманн, Кильский университет им. Кристиана Альбрехта, г. Киль, Германия

Ж.-П. Лой, Кильский университет им. Кристиана Альбрехта, г. Киль, Германия

Аннотация:

Вопросы формирования цепочек добавленной стоимости занимают одно из центральных мест в развитии мировой торговли. Статья посвящена изучению различных факторов ценообразования на глобальном рынке молочной продукции и их взаимосвязи с оптовыми и розничными ценами на внутреннем рынке Германии. Методологической основой исследования выступил закон единой цены, согласно которому при определенных допущениях в разных странах мира стоимость одного и того же товара должна быть одинакова. Ценовая динамика проанализирована с помощью панельных данных и моделей временных рядов с использованием нестационарных переменных. Информационную базу работы составили материалы статистики уровня цен ритейлеров, а также сведения о мировых ценах на масло и обезжиренное сухое молоко. Установлено, что оптовая стоимость молочной продукции на внутреннем рынке Германии формируется под влиянием мировых цен. Розничная цена товаров собственных торговых марок также близка к мировому уровню, в то время как цены на бренды производителей могут устанавливаться вопреки глобальным тенденциям. Авторы отмечают, что стоимость сырого молока как однородного товара в значительной степени коррелирует с ценами на обезжиренное сухое молоко и масло на мировом рынке. В результате промышленной переработки происходит дифференциация продуктов и на прилавки магазинов поставляются тысячи различных брендов, что ведет к существенному усложнению механизма ценообразования на последних стадиях цепочки добавленной стоимости и позволяет компаниям перекладывать издержки и генерировать дополнительную прибыль. Представленное исследование пополняет массив научных публикаций, посвященных вертикальной и горизонтальной ценовой трансмиссии.

Ключевые слова: развитие рынка; ценовая трансмиссия; перенос издержек; рынок молочной продукции; розничная торговля продуктами питания; Европейский Союз; Германия.

Скачать полный текст статьи

Для цитирования: Bittmann T., Loy J.-P. (2021). Price transmission and cost pass-through on the German dairy value chain  // Journal of New Economy. Т. 22, № 3. С. 84–102. DOI: 10.29141/2658-5081-2021-22-3-5